Заваленный горизонт
Как известно, больше всего взор человека радуют линии мягкие, округлые, не имеющие чётких очертаний... Например, крона дерева, покрытая листвой, пышный цветок, туманное облако, мелкая рябь обширного озера. Там где нет чётких линий, где глазу не за что зацепиться и не об что споткнуться, где рассеянный взор блуждает одними ему присущими путями... В то же время, мы живём в мире геометрически чётком — любая вещь, любой проект имеет в своей основе план или чертёж, и план этот основан на прямых линиях и чаще всего прямых углах и имеет в своей основе геометрические фигуры. В том, что создано человеком, преобладают именно прямые линии и мы подсознательно ожидаем именно прямых линий.
«Горизонтальный горизонт»
Одной из самых распространённых ошибок начинающих фотографов является «заваленный горизонт» - это когда линия горизонта справа либо слева ниже или выше своего противоположного конца. Получить такую ошибку очень просто — достаточно немного наклонить камеру в процессе съёмки. Совсем грубый завал происходит у крайне невнимательных фотографов, но в той или иной степени он может присутствовать практически на любом кадре. Лечится эта ошибка очень легко: в графическом редакторе, достаточно лишь в открытом изображении протащить от «Линейки» мышкой горизонтальную «Направляющую» и сразу видна степень коррекции. А в любом редакторе есть функция «Вращение» изображения либо слоя (в GIMPе сочетание клавиш Shift+R). Естественно, после этого может потребоваться некоторая обрезка скошенных внешних границ кадра.
Но часто бывает так, что линия горизонта закрыта какими-либо объектами: зданиями, деревьями, людьми и т.д. Тогда приходится ориентироваться по косвенным признакам.
«Вертикальный горизонт»
Если небольшие «завалы» горизонта, тем более, когда он закрыт, могут быть и не заметны зрителю, то вертикальные «завалы» чаще всего сразу бросаются в глаза. А получить такой «завал» намного проще при съёмке высоких зданий или сооружений, причём, тут уже вступают в игру законы перспективы: чем выше здание, то есть, чем дальше верхние его точки от зрителя, тем больше видимые геометрические искажения и тем сложнее простроить правильную вертикаль.
Примеры фотографий
Вот, например, на этом снимке 16-тиэтажная «свечка», тем более, стоящая на вершине холма и снятая при подъёме на этот самый холм - то есть, даже основание здания уже значительно выше нулевой линии снимка.
Если провести в GIMPе вертикальные направляющие, то отчётливо видно, что более-менее выравнена только крайняя слева кромка дома, а все остальные так или иначе «завалены», особенно — крайняя правая. Оттого складывается впечатление, что здание начинает падать. Если мы попытаемся исправить этот «завал» простым вращением изображения, то у нас, во-первых, завалится «горизонтальный горизонт», а, во-вторых, искажения по вертикали всё равно останутся. В этом случае мы можем попробовать инструмент «Искривление» (в GIMPе сочетание клавиш Shift+S) - он по возможности оставляет одну сторону изображения нетронутой, корректируя вторую. Здесь мы сделали строго вертикальными две средние грани здания (передний левый угол), а крайние слева и справа так и остались искажёнными.
Теперь попробуем на исходном снимке инструмент «Перспектива» (в GIMPе сочетание клавиш Shift+P) — он позволяет, в нашем случае, «расставить» одну из сторон — растянуть её. Можно добиться практически строгой вертикали всех линий здания по направляющим. Но тогда изображение дома уже не вполне подчиняется законам перспективы, то есть, сужению кверху и от того кажется несколько неестественным. Значит требуется тщательная и точная подгонка коррекции нашей фотографии.