Съёмка пейзажей
Великое правило трети
Прекрасно, велико и обильно изобразительное искусство, в том или ином виде украшает оно жизнь человека, сопровождает его повсюду от чинных выставочных залов знаменитых музеев до самых болотных островков трудных геологических экспедиций. Везде человек взыскует красоты и гармонии. Идёшь иной раз глухой лесной тропинкой, где шастают одни лишь зайцы да медведи и сил нет, как хочется передать всю эту красоту! Ладно, в городе взгляду есть за что зацепиться — различные архитектурные изыски сами рождают удачные кадры, достаточно лишь обратить на них внимание. А как это сделать на лоне природы, где в противовес городскому пейзажу нет прямых чётких линий и резких контрастных переходов, а всё мягкое и бесформенное? В лесу при пейзажной съёмке бывает достаточно сложно найти цветовые контрасты. И здесь нам окажет большую помощь композиционное правило трети. Суть его в том, что мы делим кадр на три части по вертикали и горизонтали и выстраиваем сцену сообразно получившимся линиям.
Фотосъёмка в тайге
Например, на этом пейзаже яркая сочная зелень и чётко выраженная дорога занимают нижнюю треть кадра, верхняя треть заполнена сером облачным небом, а в середине между ними — просвечивающие кроны деревьев — зелёно-буро-коричневые краски ранней весенней растительности. Это строение кадра по вертикали.
Теперь проанализируем эту фотографию по горизонтали: дорога, начинающаяся чётко из левого нижнего угла кадра, доходит примерно до точки пересечения воображаемых линий слева внизу, и далее продолжается, скорее угадываясь за деревьями по линии холма, к точке пересечения наших линий справа сверху. Взгляд сам непринуждённо скользит по линии дороги, увлекаясь в глубь кадра за кусты и возвышенности.
Рассмотрим цветовое решение снимка. Единственный цветовой контраст на этом фото — между проглядывающей кое-где сквозь облака синевой неба слева сверху и яркой зеленью молодой травы справа внизу. Благодаря этому кадр получается сбалансированным относительно линии дороги. В целом, цветовая гамма снимка спокойная, ровная. Весь выразительный эффект достигается за счёт композиционного строения кадра.