Жил-был в 40-х годах прошлого века на самом краю земли (кажется, в Англии, но не ручаемся) лейтенант военно-воздушных сил Мерфи. И довелось ему вывести эмпирически путём закон, позже названный его именем: «Если неприятность случиться может — она случается. Если неприятность случиться не может, она случится всё равно».
На основе этого закона впоследствии выросла целая наука, один из постулатов которой в применении к фотографии гласит: «Самые лучшие снимки получаются в самых неблагоприятных для них условиях».
Что можно назвать самыми неблагоприятными условиями для фотографа?
Недостаток освещения мы сможем компенсировать подсветкой, вспышкой или увеличенной выдержкой. Низкая температура в некоторой мере нивелируется ношением фотокамеры под тёплой курткой и/или в специальном утеплённом чехле. Шумы на фотосъёмку не влияют, от повышенной температуры в первую очередь пострадает сам фотограф, а его камера уже во вторую... Остаются вода и пыль. Про подводную съёмку мы расскажем как-нибудь в другой раз, а сейчас одним из факторов будет дождь или, ещё круче, ливень - такой настоящий, с ветром, поднимающим придорожную пыль перед первыми каплями влаги. Рекламные проспекты обещают, что современные фотокамеры очень неплохо защищены от пыли, но не хотелось бы проверить это на практике: хотя пыль не может поцарапать плёнку, подпортив ценные кадры — за неимением плёнки, зато может преждевременно «убить» матрицу, осев на её поверхности. Проливной дождь тоже не сахар — куда не проникнет пыль, вода точно проберётся, замкнув по дороге всё электричество и окислив все металлы.
Как можно бороться с этими напастями, коль уж они присутствуют на пленере?
Герметичный уютный бокс для подводной съёмки, как неразумную трату денег, с негодованием отметём — конечно же если Вы не решили посвятить остаток своей жизни дайвингу. Поступим проще: тщательно закутаем нашу камеру в достаточно плотный полиэтилен, закрепив его при помощи скотча, так, чтобы даже самая мелкая капля воды не проскочила бы внутрь. При этом у нас останется незакрытым стекло объектива (сам-то объектив и полиэтилен вокруг него мы можем обмотать скотчем). Конечно, стекло воды не боится, но следы водных потоков и даже отдельные капли могут здорово ухудшить фокусировку и резкость кадра. Тут-то нам и пригодится чудесная чёрная насадка на объектив под названием бленда, создающая защищённое воздушное пространство перед стеклом объектива. А ещё говорят, бленду полезно использовать в яркий солнечный день для исключения солнечных бликов в поле кадра
Если родной бленды у Вас нет, её достаточно легко изготовить самостоятельно из подходящей пластиковой трубы, имеющей изнутри чёрный цвет, или, совсем просто, из нескольких слоев плотной чёрной бумаги.
А от пыли хорошо помогает нейтральный светофильтр, чаще всего являющийся куском простого или просветлённого стекла (особенно хорошо, если их будет несколько - для замены).