Наверное не стоит говорить о том, что мы живём в мире цветном. Каждый предмет, всякое явление природы имеет ту или иную окраску, а сцена в целом тяготеет к какой-либо цветовой гамме. Задачей фото-художника очень часто становится не только правильно выстроить кадр по законам перспективы, но и правильно подобрать сочетание цветов предметов, участвующих в наполнении кадра. Нередко успех фотосесии, а порой и оплата труда фотографа зависит от правильно подобранной гаммы кадра, но это только начало дела. Как известно, человеческий глаз различает огромное количество оттенков (учёные люди утверждают, что земная фауна скрывает в себе виды животных, обладающие более широким цветовым зрением, чем человек... Возможно это и правда — мы судить не берёмся, но вполне резонно полагаем, что если такие животные существуют, то вряд ли они занимаются фотографией и их волнуют вопросы правильной цветопередачи на экране компьютера или при печати).
Цветопередача - это не так просто
Несмотря на все усилия прогресса, в том числе и в области фототехники, ни один современный фотоаппарат, доступный широкому потребителю, не способен запечатлеть всё богатство цветов доступное рядовому человеческому глазу. Если фотограф работает в области полиграфии или профессионально снимает какие-либо коммерческие образцы, вопрос правильной цветопередачи выходит на первое место и для его решения приходится идти на различные технологические ухищрения. Нам, простым любителям, подобная карма не грозит, и мы чаще всего обходимся аккуратной коррекцией цветовых каналов с помощью «Кривых» в графическом редакторе, а очень часто хватает банальной автоматической коррекции белого, разве что порой приходится её немного ослаблять. В GIMPе это делается после выполнения операции коррекции таким образом: «Правка» -> «Ослабить».
Подводя итог вышесказанному, отметим, что получить более-менее правдивый цвет чаще всего просто, а иногда и совсем просто, но бывают ситуации, когда мы применяем неправильный баланс цветов для усиления выразительной идеи снимка.
Удачный "неправильный цветовой баланс"
Например, этот кадр — обычное, уже морозное раннее утро середины октября возле плотины гидроэлектростанции. Короче, достаточно холодно и свежо от огромной массы воды, находящейся рядом. В снимке, как видно преобладают синие тона и даже жёлтые огни фонарей и дорожки от них на водной глади не способны как-нибудь повлиять на эту голубизну, затопившую снимок. Эта гамма исключительно точно передаёт всё настроение и прелесть этого утра.
Оранжевое ночное фото
Другой — ночной зимний снимок с перекошенным балансом в сторону жёлто-красного. Казалось бы, его тоже можно подправить, но сам контраст между чистым белым снегом на переднем плане и оранжевым фоном заднего подчёркивает некую нереальность сцены и в то же время передаёт настроение города, невольно западая в душу.
Итак, если у Вас получаются снимки с цветовым балансом, который по всем канонам необходимо исправить — не спешите этого делать! Возможно, «неправильный баланс» цветов только усилит художественную выразительность Вашего кадра.