Контровое освещение
Основы фотографии
Как бы банально это не звучало, но в основе фотографии лежит свет (о чём, в общем-то, и говорит само название нашей отрасли искусства). Оттого свету в процессе съёмки придаётся огромное значение: фотограф как можно тщательнее измеряет его интенсивность для выставления правильных параметров экспозиции (выдержки и диафрагмы), тщательно учитывает угол падения световых лучей на объект съёмки для отрисовки его контуров и игры света/тени... Если при естественной съёмке - на пленере - источник света обычно один, то при студийной работе источники света можно комбинировать. Для этого разработано множество различных схем освещения, каждая из которых призвана решать свои задачи создания особой атмосферы и эмоциональной окраски снимка.
Однако, вернёмся к пленеру. Практически в каждой книге по фотоискусству, когда поднимаются вопросы освещения, многократно повторяется о практической недопустимости контрового освещения, то есть когда источник света (в нашем случае солнце) находится ЗА объектом съёмки, или, хуже того, солнечные лучи падают прямо в объектив. При таком освещении снимок можно считать безнадёжно испорченным. Например, эти два снимка, хотя объекты и сцена в целом достаточно различимы, вызывают крайне тягостное впечатление, они кажутся блёклыми и безжизненными, как старая целлулоидная плёнка.
Если деваться некуда, эти фото можно попытаться спасти долгой кропотливой работой в графическом редакторе с многократным дублированием различных участков кадра в разные слои и отдельной их обработкой... Но стоит ли оно того? Думаем, что каждый фотограф может показать или вспомнить похожие кадры. Иногда в подобных случаях, при, например, портретировании в тёмной комнате напротив освещённого окна или лампы, может помочь вспышка, выставленная в принудительный режим, и в некоторых случаях перебивающая свет, но пленер - не тот случай.
Фото фонтана
Однако, бывают ситуации, когда без контрового освещения прямо-таки не обойтись, только оно, подобно настоящему волшебнику привносит в кадр нотку сказки и изумления красотой мира. Например, вот этот снимок.
Освещение на нём нельзя назвать в совсем строгом смысле контровым, так как солнце стоит над зданием, полностью закрывающим весь задний план, а, значит, какой-то угол падения световых лучей присутствует. Тем не менее, никакой другой сюжет снимка: портрет ли человека, групповой снимок либо предметная съёмка, в данной ситуации просто бы не получился. Это можно увидеть по изображению людей, попавших в кадр. Однако, главным объектом данной сцены являются брызги воды фонтана, подчёркнутые ярким светом солнца и, благодаря такому освещению, подсвеченные каждая в отдельности и все в целом. Каждая капелька воды сверкает и поёт, а тусклые фигуры людей лишь усиливают этот эффект. А весь снимок в целом создаёт праздничное и сказочное впечатление.
Полагаем, что кроме фонтанов и водопадов, контровой свет можно использовать при съёмке густой листвы, облаков и резких контуров людей и предметов.