Фото-гравюра
Происхождение понятия "фотография"
Некоторые товарищи (не будем скромно указывать на себя пальцем) отчего-то очень любят сравнивать искусство фотографии с искусством живописи и рисования. С одной стороны, корни этого сравнения конечно понятны: когда фотография только возникла и со всей неумолимостью встал вопрос именования нового вида изобразительного отображения окружающего мира на плоскости — у отцов-основателей просто не было иного родственного класса техник в непосредственном опыте. Вот и назвали новый вид искусства светописью, как будто бы светописец берёт в руки прожектор, свечку или, на худой конец, лучину и пишет этим самым прибором неизвестно на чём. К слову сказать, само слово «фото-графия» в переводе означает ту же самую светопись.
Практически любая фотография — хоть цветная, хоть чёрно-белая в силу заполненности цветовыми массами и обладанием достаточно чётких границ предметов вызывает ассоциации в первую очередь именно с живописью, а не, например, пастелью, акварелью и т.д.
Гравюра
В то же время мы забыли про целый интересный вид изобразительного искусства, такой как гравюра или линогравюра. Отличаются эти два вида гравюр между собой использованием основы, а объединяет их то, что рисунок в первую очередь наносится на этой самой основе, затем по основе размазывается краска и прижимается лист бумаги. В силу этого изображение получается очень резким с чёткими границами. В настоящее время гравюра как вид искусства, можно сказать, почти отмерла - по крайней мере нам давно не попадались свежие образцы этого направления. Однако, ничто не мешает нам сделает некое подобие гравюры из обычного цифрового снимка. Нам потребуется сам достойный снимок, крайне желательно - уменьшенная его копия для проб (например 600х800) и, разумеется, наш верный GIMP.
Перевоплощение фото в гравюру
Открываем фотографию или её копию в редакторе, если требуется - обрезаем всё лишнее, можно поправить баланс белого, а далее выбираем: "Фильтры -> Имитация -> Фотокопия".
В настройках фильтра мы имеем всего 4 параметра:
- "радиус маски" - задаёт детальность получаемого на выходе изображения, чем больше радиус тем меньше деталей в изображении;
- "резкость" - является в некоторой степени антиподом радиусу маски, но более заботится о чёткости границ между белым и чёрным;
- "процент чёрного" - задаёт, как видно из названия, количество чёрной краски в изображении;
- "процент белого" - светлость изображения. Эксперименты с этим фильтром могут показаться очень увлекательными.
На второй фотографии Вы видите результат выствления всех параметров на максимум.
На третьей значение параметров подбирались для более интересного эффекта, но на ней, как Вы видите, небо над мостом оказалось практически полностью высветленным.
Мы решили добавить художественного эффекта - выделили участок выше окна и с помощью инструмента "Цвет -> Уровни" сузили диапазон цветов. Получилось, на наш взгляд, достаточно выразительно.
Рисунки в подобной технике помимо чисто исследовательского интереса могут пригодиться при иллюстрировании книг или просмотра на экране электронных книг (e-book) с экранами на основе электронных чернил (e-ink), так как обычные фотографии, переделанные в серый, совершенно не смотрятся на экранах e-book.