Прокудин-Горский и его коллекция
Для простого современного фотолюбителя само понятие фотографии ассоциируется с цветной фотографией. Мы уже настолько привыкли к цвету, что по-иному вроде бы и быть не может. Чёрно-белые снимки в наше время воспринимаются как эксклюзив, нечто особо-художественное. Однако, были времена, когда самой доступной любительской фотографией являлась чёрно-белая, а для получения цветных отпечатков требовалось проводить сложный технологический процесс, взыскующий как точности, например, температуры растворов, так и достаточного финансирования. Тем более интересно, что первые цветные снимки появились в конце XIX века, и получены они были очень хитрым способом.
Для России раннее цветное фото неразрывно связано с именем Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Этот человек, мало того, что разработал собственную методику получения цветных снимков на стеклянных пластинах, но и получил одобрение и помощь царя в запечатлении большой части России в 1909-1915 годах. После Октябрьской революции Прокудин-Горский эмигрировал из России, забрав с собой основную часть сделанных снимков. А после II Мировой войны коллекция пластин была выкуплена Библиотекой Конгресса США, где и хранилась много лет в архивах. С развитием компьютерных технологий началась работа по реставрации снимков. В настоящее время многие цветные фото (начала XX века!) из этой коллекции можно найти в интернете — достаточно набрать в поисковике имя фотографа.
Технология, дарящая цвет
Сергей Михайлович, не имея химической возможности получить цветные отпечатки, решил эту задачу иным, оптическим способом. Как известно, белый цвет можно разложить на спектр цветов, а можно обойтись всего тремя цветами — красным, зелёным и синим. Фотограф запечатлевал одну и ту же сцену с равной экспозицией на три разные фотопластины, каждую через свой цветной (RGB) светофильтр. При этом получались хотя и чёрно-белые фотографии, но каждая с уклоном в свой цветовой оттенок. Далее, для просмотра, каждое изображение проецировалось на белый экран через свой соответствующий цветной фильтр, и они совмещались до совпадения. То есть, опять же, получались, в современной терминологии, три цветовых канала, дающие в сумме полноцветное изображение.
Наши дни
Компьютерная технология обработки и сборки этих снимков в принципе достаточно проста — архивные негативные пластины сканируются, инвертируются, на них исправляются дефекты и затем они совмещаются - каждая в своём канале. Как писал журнал «Компьютерра» 10 лет назад в публикации об этой коллекции — одной из проблем было правильное связывание пластины с её цветовым каналом, так как многие надписи потерялись. Но, в конце концов, трудности разрешены и сейчас мы имеем возможность любоваться видами дореволюционной Российской Империи в цвете и с той особой атмосферой, присущей старинным снимкам...
И пример Прокудина-Горского показывает, что нет технических задач, которые нельзя решить тем или иным обходным путём.