Фотослайды
На днях мы наводили порядок в шкафу и раскопали коробку с залежами футляров со слайдами, про которые и захотели рассказать Вам.
Наши первые фотографии
Помнится, в детстве освоение высокого искусства фотографии мы начинали с создания чёрно-белых снимков. Фотоаппарат заряжался негативной плёнкой, ещё советской "Свемой", чаще всего светочувствительностью 64(65) или 125(130) единиц, которая экспонировалась, сматывалась, в темноте заряжалась в фотобочок... А далее начинался увлекательный процесс химических превращений. На каждом этапе этого процесса можно было совершить кучу ошибок, безвозвратно потеряв бесценные кадры. Зато для фотографа-исследователя открывалось бескрайнее поле для экспериментов.
Некоторые психологи учат, что самые настоящие и самые правильные сны — чёрно-белые, дескать только они несут значимую информацию, а всё цветное - от лукавого. Но нам, по освоению худо-бедно одноцветной фотографии, начало хотеться цвета... А классическая цветная фотография в то время была занятием особым: она требовала не только кучи денег на дорогие плёнку, реактивы, цветную фотобумагу, массы точного оборудования, но и большого количества времени на цветопробы и просто самого освоения техники цветной фотографии.
Альтернатива цветным фото
Хорошим компромиссом стала съёмка слайдов — это специальная фотоплёнка, процесс обработки которой позволял получать не просто негативы (то есть «вывернутые» по цвету изображения), а сами полупрозрачные картинки, которые можно было смотреть на просвет либо проецировать на большой белый экран специальными слайдо-проекторами. Некоторую иронию можно усмотреть в том, что кроме «обычных» цветных слайдов были слайды и одноцветные, которые в нашем городе были отчего-то в большом дефиците.
Процесс обработки отснятой слайдовой плёнки протекал практически полностью в фото-бачке. Сначала она помещалась в фото-бачок в полной темноте, а затем проявлялась как обычная негативная плёнка. Одним из важных технологических отличий являлось соблюдение температуры растворов с точностью, если не до доли градуса, то уж до градуса точно. После проявки и закрепления негативного изображения крышка с бочка снималась, и плёнка засвечивалась мощной фотовспышкой - так происходил процесс обращения изображения, так называемой цветная проявка. После этого изображение фиксировалось уже окончательно, и плёнка тщательно промывалась... Возможно, мы что-то и напутали в описании процесса проявки - дела давно было, но до сих пор помним длинные хвосты фотоплёнок, развещанных сушиться на верёвочке в комнате — так как растворы были достаточно дороги, то за раз обрабатывалось 5-10 плёнок. А чтобы при сушке на слайдах не оставались следы от высохших капелек воды, перед развешиванием спираль с плёнкой обмакивалась в воду, с добавленными парой-другой капель шампуня. После окончательного высыхания, плёнка аккуратно разрезалась на отдельные слайды, которые помещались в специальные пластмассовые рамочки — это и были уже готовые к показу слайды. Очень быстро наступило понимание огромного недостатка этих маленьких прозрачных цветных снимков — существовали они все в единственном экземпляре и размножить его в цвете для нас не было никакой возможности, хотя напечатать чёрно-белую копию на фотобумаге, конечно, было довольно просто.