Фото-сокровища пошлых лет
У любого человека, даже у самого отъявленного фотографа, который воспринимает мир не иначе как через видоискатель фотоаппарата, автоматически оценивая ракурсы, планы и перспективы — даже у такого человека может быть своя блажь. Вот и у нас случилась на днях блажь — решили мы разобрать шкаф, а в шкафу, в самом его нижнем, дальнем и пыльном углу обнаружилась сиротливо оставленная, всеми покинутая и почти что напрочь уже забытая коробка средних размеров, битком набитая маленькими коробочками со слайдами, круглыми баночками с цветными негативными плёнками и с негативными же, но уже чёрно-белыми плёнкам (аккуратно порезанными отрезками по 5-6 кадров, и переложенными бумагой в плоские трубочки) короче - фото-сокровищами прожитых лет. Такой вот случился казус...
Положа руку на сердце, честно признаемся: были лет 10 назад у нас поползновения обзавестись хорошим слайд-сканером, дабы перевести все эти сокровища в цифровой вид, но так и не реализовались, а по какой причине — история умалчивает. Может быть оно и к лучшему: компьютеры тогда были большие, жёсткие диски маленькие, а скорости процессоров и того меньше, так что обработка всех этих завалов могла бы растянуться пожалуй не на один месяц и занять пару десятков CD-дисков. Если напечатанную фотографию оцифровать достаточно просто — сгодится любой сканер, то с плёнками этот фокус уже не сработает. Плёнку (слайды) необходимо просвечивать, давая ровное освещение по всему полю, плотность информации у неё достаточно высока — в одном из журналов прошлых лет фигурировала цифра оптического разрешения 3200 dpi — короче, задача не из лёгких. И, как ни крути, нужен хороший слайд-сканер, то есть, предназначенный специально для обработки фотоплёнки. Однако, можно попробовать обойтись и без него — получить на выходе снимки пусть и не студийного качества, но хотя бы дающие возможность сохранить для себя и истории содержимое старинного фото-архива.
Личный опыт
Как это делали мы? Чёрно-белая фотоплёнка уже была порезана кусками на 5-6 кадров и хранилась долгие годы, завёрнутая в бумагу, отчего каждый отрезок сейчас прямой и не пытается деформироваться. Цветная негативная плёнка хранилась свёрнутая колечком в баночке, а, значит, её необходимо предварительно порезать, переложить бумагой и положить под груз на несколько дней. Слайды же у нас уже порезаны и даже разложены по пластмассовым рамочкам. Перед пересъёмкой надо обратить внимание на отсутствие на плёнке и слайдах пыли, а в случае её наличия - почистить аккуратно кисточкой либо струёй воздуха. При сильном загрязнении, возможно, потребуется найти фото-бачок и аккуратно отмыть плёнку. Фотобачок нужен, чтобы не повредить эмульсию, которая в мокром состоянии очень уязвима к механическим повреждениям. Затем плёнку потребуется заново тщательно просушить.
Осталось найти подходящую подсветку, дающую ровный световой поток. В данном случае для нас таким потоком послужило окно, выходящее на вечернее небо (уже без заката). Светильники с обычными лампами накаливания, как и с компактными лампами дневного света не подошли, так как спирали просвечивали сквозь плёнку и давали неравномерную засветку.
В момент пересъёмки на камере был включён режим макросъёмки. Следует обратить внимание на отсутствие бликов на плёнке и относительную неподвижность камеры и переснимаемого кадра в момент спуска затвора. Конечно, то, что делали мы - это технология «на коленке». Если использовать этот способ оцифровки более серьёзно, то, наверное, потребуется кусок белого матового стекла ниже плёнки, кусок чистого прозрачного стекла сверху — для прижима, равномерный источник света и штатив для камеры: тогда результаты будут значительно лучше. Полученный кадр потребует дальнейшей обработки в графическом редакторе.
Таким же образом можно переснимать фотографии в рамках на стенах или намертво приклеенные к фотоальбому - при этом необходим хороший источник освещения (лучше делать при равномерном солнечном свете и ни в коем случае не использовать вспышку). Обратите внимание, чтобы на фотокарточках (особенно глянцевых или в рамках со стеклом) не было бликов и отражений фотоаппарата - дело достаточно сложное, но иногда без него не обойтись.