Баланс белого
Сегодня мы поговорим о таком скучном, но очень важном понятии, как БАЛАНС БЕЛОГО.
Белый цвет как его нет.
Вы будете очень удивлены, но предметов с чисто белым цветом в природе практически не существует. Даже свежевыпавший снег имеет тот или иной цветовой оттенок --- об этом очень хорошо знают художники. Мы привыкли считать цвет неким атрибутом, свойством, присущим предмету, но в большинстве случаев цвет --- это отражённая предметом часть спектра упавшего на предмет света (за исключением светящихся объектов --- лампочек-фонариков, огня, фейерверков, звёзд, Луны и Солнца.) И для того, чтобы цвет был истинно белым, отражаться должен весь свет (вспомним из курса школьной физики, что белый свет является суммой всего видимого спектра), что практически исключено --- хоть какая-то часть видимого света да будет поглощаться. Цветом предмета и будет та часть спектра, что не поглотилась. Заметьте, что речь идёт именно об отражённом свете, а не об его источниках (таких, как свечи, лампы, звёзды и т.д.).
А фото при чём?
Хорошо, мы начали углубляться в физическую оптику, а при чём здесь фотография?
Когда мы видим предмет, дОлжный быть белым --- снег, лист бумаги и т.п., мозг автоматически корректирует его цвет. Достаточно взять два листка бумаги из пачек разных производителей, чтобы обнаружить разницу в их "белом" цвете, хотя до сравнения мы считали каждый лист по отдельности совершенно белым. Ещё бОльшую коррекцию мозгу приходится проделывать при смене типа освещения --- от яркого солнечного к лампе накаливания, свече, облачному небу, лампе дневного света и т.п. Один и тот же лист бумаги, сфотографированный при разном освещении, будет иметь разный оттенок на снимке.
Например, лампа накаливания вносит жёлтый оттенок, лампа дневного света --- от зелёного до жёлтого (разные типы ламп: холодного и тёплого свечения — по-своему) и т.п. Это ещё называют цветовой температурой. Фотоаппарат (плёночный ли, цифровой --- без разницы) не умеет корректировать искажения, вносимые источником света, и поэтому снимки объектов при различном освещении получаются разных оттенков.
В эпоху плёночной фотографии необходимость получить снимок, соответствующий по оттенкам исходной сцене ("правильную цветопередачу") требовала больших накладных расходов как при съёмке, так и при печати фотографий. С приходом цифровой фотографии эта задача решается намного проще.