Постановочное фото
Лирическое отступление
В обширнейших бездонных закромах киноискусства, которые по словам великого пролетарского вождя — является «важнейшим из всех искусств» - сохранились прекрасные сцены. Вы, наверное, помните, когда красноармеец Сухов подкидывает ввысь шашку то ли тола, то ли динамита и метко подрывает её в воздухе выстрелом, дабы проверить работоспособность взрывчатого вещества? И у достопочтенных старцев, до того неподвижно сидевших на ящике с динамитом, сдувает чалмы с голов. На логичный вопрос Сухова: «Отцы, откуда вы взяли это?»,- они вполне информативно отвечают: «Давно тут сидим». Вот так и мы, сидим здесь уже достаточно давно и мелким краешком памяти помним те времена, когда практически в каждом городе и даже городке, более-менее посещаемом туристами и отдыхающими, можно было сыскать павильон с многообещающей вывеской «Звуковое письмо». Всё было очень просто — Вы приходили, платили небольшую денежку и наговаривали в длинный раструб срочно-сочинённое послание типа: «Мама, папа, привет, я доехал хорошо, уже познакомился с интересными девушками и скорее всего скоро женюсь!» А на выходе получали небольшую пластинку, запечатлевшую все хитрые интонации Вашего послания. Оставалось упаковать её в конверт и отправить адресату Конечно же смысл такого послания заключался в живом общении — услышать интонации голоса, вдуматься в каждое слово — пластинку можно было прокручивать многократно долгими зимними вечерами под вой метели за окном в самой глухой сибирской деревушке. Самое смешное, что и в фото-искусстве имеет право на жизнь жанр подобного письма.
Фото-письмо
В какой-то мере — это постановочная фотосъёмка, так как, если фотографируются люди, например, родственники или друзья адресата, то они стараются принарядиться, и внешним видом сообщить максимум информации о себе. С другой стороны, это съёмка документальная, потому что должна быть правда и только правда, пусть даже немного приукрашенная. Подобный снимок требует тщательного выбора фона, правильно поставленного освещения, хорошего ракурса и резкости во всех значимых деталях и участия профессионала. Такой снимок становится в некотором роде документом и уж точно — семейной реликвией. В настоящее время подобный жанр встречается редко. В этом виновато распространение фотокамер в массы — автоматические мыльницы избаловали людей своей простотой, а услуги профессиональных фото-студий достаточно дороги. А потому рассмотрим одну из старинных фотографий (примерно 20-х годов прошлого века), доставшуюся нам по наследству.
Старинная фотография
Этот, достаточно простой на первый взгляд кадр, поражает сложностью композиции и богатством содержания.
Прежде всего, в сцене присутствуют как минимум четыре уровня в глубину и три уровня по вертикали. Два уровня занимает фон: арки и столбы аркады на переднем плане и отдалённая внешняя стена такой же аркады на заднем. Из-за этого фон приобретает глубину. Далее мы видим двух сидящих женщин на переднем плане и двух мужчин, стоящих позади них. Вся группа вместе образует два уровня вглубь и вверх. Если обратите внимание, ножки стульев, на которых сидят женщины, по форме хорошо гармонируют со столбами аркад, а уголок занавески в правом верхнем углу дополняет стиль всей сцены. Внешний вид героев: аккуратные причёски и одежда, говорит о том, что к съёмке тщательно готовились. У мужчин из-за отворотов пиджаков проглядывают жилеты (что достаточно редко увидишь в нынешнее время), рубашки застёгнуты на все пуговицы и галстуки подтянуты до конца, что придаёт сцене оттенок официальности. Лица людей расслаблены и, в то же время, серьёзно-торжественны. Взгляды женщины справа и мужчины слева устремлены на зрителя, а женщины слева и мужчины справа направлены немного правее, как будто они увидели кого-то ещё, подходящего к нам из-за спины. Пара слева повёрнута к зрителю лицом, а пара справа расположена под небольшим углом, что закругляет композицию кадра и вкупе с направлениями взглядов, если продолжить мысленно их линии, замыкает на зрителя. Такая композиция создаёт атмосферу сопричастности героям снимка. Не можем сказать с уверенностью — было ли так задумано фотографом или получилось случайно в процессе съёмки. Общая световая схема снимка, высветляя фон сверху слева, придаёт кадру лёгкость и воздушность, несмотря на некую затемнённость справа внизу. Вот так, анализ даже такого, казалось бы простого кадра, может нас многому научить в искусстве постановочной съёмки.