Да будет свет!
Искусство фотографии, как явствует из перевода (с древнегреческого: свет+пишу), является искусством светописи. И как живописец придирчиво оценивает краски и кисти, а график — карандаши и тушь, так и мы, не мудрствуя лукаво, придирчиво оцениваем предоставленный нам в распоряжение свет.
Какой бывает свет?
Казалось бы — чего уж проще — свет он и в Африке свет. Но не всё так просто!
Навскидку можно выделить свет естественный и свет искусственный.
Естественный свет:
1 — свет солнечный — свет солнца полуденного, свет солнца вечернего — утреннего, свет зари (тоже утренней и вечерней), различные виды света при разных видах облачности, солнечный свет под водой;
2 — свет луны;
3 — свет звёзд;
4 — немного экзотичный свет полярного сияния;
5 — свет разных видов огня — от костра и пожара до керосиновой лампы и свечи;
6 — свет некоторых видов растений (лишайников, водорослей), насекомых и т. п.
Свет искусственный:
1 — свет вспышки (причём, вспышки тоже бывают всякие, основанные на разных принципах работы);
2 — свет различных видов ламп — ламп накаливания, люминесцентных ламп, галогенных (иначе — галогеновых) ламп и ныне набирающих популярность ламп на основе светодиодов.
Возможно, какие-то виды света мы упустили, но это уже не так важно, основное мы перечислили.
Характеристики света
Какие различия можно назвать у вышеперечисленных источников света?
Первое, что приходит на ум — это интенсивность, то есть сила свечения, от которой напрямую зависит экспозиция, а значит — значения выдержки и величины диафрагмы.
Второе — цветовой оттенок или цветовая температура. Обычно цветовая температура выражается в Кельвинах, например, на упаковках популярных люминесцентных ламп можно встретить обозначения: 4200 К (холодный белый свет), 2700 К (тёплый белый свет).
В спектре холодного света ламп присутствует синий оттенок, то есть при съёмке в таком освещении следует быть готовым к тому, что объекты приобретут сине-зелёный оттенок.
Тёплый тип ламп содержит в своём спектре жёлтый оттенок.
Длинные трубчатые люминесцентные лампы (так называемые лампы дневного света, широко распространённые в советское время) имеют зеленоватый спектр.
Хороший фотограф обязательно обращает внимание на цветовую температуру источника освещения, ибо от него напрямую зависит правильная цветопередача.
Третье — угол освещения, от которого зависит характер изображения предмета.