Искусство фотографии
Хорошо быть живописцем — сиди себе перед чистым холстом, держи перед собой палитру с красками или коробку с пастелью, цвета можешь сочинить какие хочешь, сюжет выбирай любой — всё как душе заблагорассудится. Ну и что, что порой путь к вершинам мастерства лежит через долгие годы учёбы и постоянного труда?! Всё это компенсируется невиданной свободой творческого самовыражения!
Иное дело — светописец, то бишь фотограф. Объектив камеры при всём своём техническом совершенстве не может втиснуть в кадр того, чего нет или убрать то, что есть. Конечно мелкая ретушь не в счёт — она всего лишь поправляет изъяны. А когда вносятся серьёзные изменения в кадре, добавляются новые объекты и серьёзно меняются цвета — всё это более точно носит уже имя фотомонтажа, а не чистой, честной фотографии.
Так что, хотя фотографу для получения снимка требуется не так уж много времени: поймать фокус да нажать затвор — «компенсируется» эта лёгкость скудностью выразительных средств, а проще будет сказать: «Кушай, что дают». От того фотографы, как художники, часть истоков своего мастерства ведут от живописи, а часть разрабатывают самостоятельно в привязке к техническим средствам. Одним из таких средств можно назвать игру контрастов фокусировки разных объектов в кадре.
Фон для фотосъёмки не всегда контрастен
Рассмотрим внимательно фотографию. Казалось бы — весенняя веточка берёзы — что в ней особенного? Конечно, нежные коричневые побеги, клейкая зелень только что распустившихся листьев, общая хрупкость — всё это может вызвать волнение или умиление. Хочется запечатлеть эту красоту, но как? Цветовой контраст здесь не сыграет — зелёное хорошо смотрелось бы на голубом или жёлтом, но где взять эти цвета в весеннем лесу? Он весь в это время — от деревьев разных пород до травы под ногами — зелёный, пусть и в разных оттенках. Остаётся выстроить сцену так, чтобы желанная ветка была на переднем плане и строго оставалась в фокусе. Далее в зоне резкости ничего быть не должно — все объекты располагаются не ближе 10-15 метров. Если включить режим макросъёмки — это усилит эффект. Но при этом любой порыв ветерка способен смазать всякий удачно выстроенный кадр. Так что в случае ветреной погоды запаситесь терпением или, натренировавшись держать камеру одной рукой (и прижав её к лицу, получив таким образом точку опоры), второй рукой можете придержать ветку.
Фото погоды
Этот же приём использован при создании второго снимка «Лес во время дождя». На переднем плане мы видим веточки пихты с застывшими на них блестящими капельками. Капелек много, все они более-менее в фокусе, но часть из них, попавшая на светлый фон дождевого неба, теряется — их очертания только угадываются. Зато другие, оказавшиеся на тёмном фоне, резко выделяются и дополняют ощущение капель на всех ветках. Так как день пасмурный, выдержка была достаточно велика, и струи дождя на среднем плане размыты, что усиливает ощущение ливня во всём пространстве кадра. Хотя общую гамму сцены составляют спокойные приглушённые тона, за счёт резкого переднего плана — фото играет.
Наш совет — берегите камеру от дождя, прикрыв её хотя бы куском полиэтиленового пакета