Композиция кадра
Рассмотрим особенности кадра, как такового.
Многие концепции фотосъёмки пришли из традиционного изобразительного искусства: графики и живописи. Одно из таких понятий "композиция кадра" - то, где и каким образом в кадре будут запечатлены основные и вспомогательные объекты, на чём будет сделан визуальный акцент.
В композиции очень много тонкостей, если хотите профессионально научиться работать с ней, то рекомендуем Вам обратиться к серьёзным, научным источникам, перечитать книги, изучить проводимые исследования. Мы же расскажем Вам об элементарных правилах для новичков.
Например, есть одно из простых правил построения композиции — "деление кадра на три" (на девять равных прямоугольников). Иногда применяют деление кадра не на равные части, а с помощью «золотого сечения». Сейчас мы не будем вдаваться в подробности построения сетки по "золотому сечению" - эта тема достаточно обширна, а в первом приближении нам хватит деления кадра на три равные части.
Деление кадра на три
Это правило выведено эмпирически и связано с особенностями человеческого зрения.
Мы мысленно делим кадр двумя вертикальными прямыми линиями на три равные части по вертикали и двумя прямыми линиями на три равные части по горизонтали. Получаем четыре точки пересечения линий и два поля — внешнее (из восьми квадратов) и внутреннее (из одного квадрата). Основной объект съёмки, например, красивый лист дерева, цветок, должен находится не в центре или углу кадра, а приблизительно в одной из четырёх точек пересечения линий.
Практически у любого объекта, даже неподвижного, можно определить условный «вектор» движения: у листа растения это будет кончик, у фонтана — струя воды, у железной дороги — сходящиеся в перспективе рельсы, у человека — направление, в котором он смотрит, передвигается, машет рукой и т. п. Этот условный вектор на снимке должен быть направлен из точки, где объект находится во внутреннее поле кадра. Например, это особенно хорошо видно при съёмке человека — если тот, кого фотографируют, смотрит направо, то на фото он должен получиться, смотрящим в центр и справа от него в кадре должно быть свободное место «для взгляда», то есть край фотографии не должен обрезаться сразу у лица.
Достаточно часто кадр стараются выстроить так, чтобы основной вектор, а их может быть несколько, пересекал его по диагонали.
Не забываем и о том,что кадр имеет прямоугольную, а не квадратную форму.