Пути в фотографии
Теория изобразительного искусства разработана уже давным-давно. И начала она разрабатываться, возможно, с того самого момента, как первый чуток ненормальный пещерный человек взял в грубую мозолистую ладонь, больше похожую на лапу, отлетевший слишком далеко из костра уголёк и подошёл к стене своей уютной пещеры. Вообще-то, серьёзные товарищи тут нас поправят, и скажут, что изобразительное искусство - оно конечно едино, но всё же искусство искусству рознь. Не зря говорят о живописи Древнего Египта, Китая, Японии, Римско-Греческой, Старорусской и Европейской. В каждом из этих направлений свои каноны и свои правила изображения окружающего мира и мира идей. Тем не менее, нам, как фотографам, чаще приходится применять правила европейской живописи, в особенности это касается законов перспективы, а также правил трети и «золотого сечения». Но как бы правильно мы не строили кадр, иногда глазу для восприятия идеи снимка требуется некое чётко обозначенное направление, которое можно назвать путём.
Путь в кадре может быть один, а может быть несколько — всё зависит от того, что мы хотим показать и выразить.
Вот, например, путь буквальный:
Заходим мы в летний берёзовый лес, хотя и залитый солнечным светом, но, в то же время, свет этот рассеянный листвой деревьев, и оттого, в таком лесу взгляду сложно выбрать какое-либо направление и утвердиться в нём — куда ни глянь всё вокруг одинаково... Но стоит только выйти на лесную дорогу, или хотя бы тропинку, наш взор с радостью устремляется по ней, а стены берёз по краям лишь подчёркивают лёгкость движения в выбранном направлении.
Путь через "золотое сечение"
На этом снимке горная дорога, проложенная вдоль реки и прихотливо извивающаяся серпантином по складкам рельефа. Мы можем увидеть, что она уже подчиняется законам композиции, выходя из нижнего левого угла снимка, делает поворот на правом нижнем узле "золотого сечения", поворачивая влево, прячется за деревьями в направлении левого узла и продолжается на заднем плане в направлении правого верхнего узла "золотого сечения". Та часть снимка, где дорога домысливается, находится в центральном поле кадра, и оттого взгляд следует по её изгибам легко и непринуждённо, уходя вдаль за горизонт между складок и гор. Снимок очень прост, в нём нет движущихся объектов, но, тем не менее, в кадре чувствуется скрытая динамика, благодаря чему он не оставляет зрителя равнодушным.
Фото одиночества
Следующий снимок ещё несколько усложнён — в нём появился смысловой объект — уличный музыкант, находящийся в точках пересечения золотой пропорции. Здесь мы видим два пути. Первый занимает всю нижнюю часть снимка, но за счёт восходящей вправо линии тротуара получает динамику вправо вверх — взгляд сам скользит в этом направлении. Второй же путь продолжается ответвлением тротуара из правых точек «золотого сечения» вверх влево, а идущие в этом направлении люди лишь усиливают его. Таким, в общем-то нехитрым, композиционным строением кадра достигается впечатление полного одиночества играющего музыканта: он поглощён музыкой, а людской поток далеко обходит его, и мы тоже проходим мимо, не приближаясь.
Мы показали Вам всего лишь три из множества возможных вариантов использования путей в снимках.