Мир предметов
Великие мудрецы издавна задумывались и размышляли о природе нашего мира... Некоторые утверждали, что он состоит целиком из материи. Другие, в противовес, учили, что мир — это мир идей, лежащих в основе всего.
Кто-то говорил, что основу мира составляет слово, кто-то — действие, кое-кто называл его миром людей, кое-кто — миром животных или насекомых, а некоторые вообще забирались в дебри из атомов и элементарных частиц. Но мы-то с вами знаем, что мир состоит из вещей и предметов!.. И порой эти предметы необходимо — по служебной ли надобности, а иногда просто оттого, что хочется — сфотографировать. Если предмет большой, например, здание музея — это просто — выбирай подходящий ракурс и щёлкай себе, можешь даже вокруг обойти, сделав множество интересных снимков. А если требуется сфотографировать найденное в чулане бабушкино колечко или, например, свежепошитую мягкую игрушку карманного размера? Да, многие трудности поджидают фотографа в такой ситуации, но не пугайтесь — мы вам расскажем, как их преодолеть!
Хороший фон — основа основ!
Первым делом нам потребуется хороший фон для заднего плана. Если фон предполагается включить в итоговое изображение, то он должен быть красивым, но не слишком, дабы не отвлекать от основного предмета. При этом, по цветовой гамме, он может вторить расцветке предмета, будучи разве что светлее или темнее его. Если же фон предполагается в дальнейшем вырезать, то стоит подобрать как можно более однотонный, без деталей и, желательно, контрастный по цвету к снимаемому предмету (например, в телевидении для создания различных эффектов долгое время использовался и, может быть, используется до сих пор, так называемый «синий экран», то есть стена синего цвета, на фоне которой снимают ведущих, а потом синий цвет легко убирается, как контрастный цвету человеческой кожи). Если для «задника» используется ткань, стоит натянуть её как можно лучше, чтобы избежать складок и неизбежных при этом теней на материале.
Освещение
Второе, на что следует обратить внимание — это освещение. Лучше всего, если оно будет рассеянным солнечным. При этом, свет с одной стороны, например, из окна, может как подчеркнуть рельеф предмета, так и смазать необходимые детали, поэтому вполне может потребоваться подсветка сцен нескольким лампами с разных сторон.
В деле съёмки предметов практически противопоказано использование вспышки — мало того, что она пересвечивает передний план и искажает цвета, при этом ещё и часто даёт блики и ореолы на границах предметов. Если же Вам всё-таки некуда деваться и вспышки не избежать за отсутствием источника подходящего освещения — отодвиньтесь от снимаемой сцены как можно дальше и попробуйте рассеять поток вспышки, прикрыв её листом белой бумаги. Разумеется, все снимки при этом необходимо тут же просматривать.
Дополнительные помощники
Если Вам предстоит большая серия предметной съёмки, стоит подумать о специальном предметном столике. Он может быть из разных материалов, обычно - из молочно-белого пластика, не дающего бликов. Между столешницей и задним фоном не должно быть прямого угла, а чаще всего их делают из одного изогнутого куска.
Ещё используется лайт-куб. Иногда его делают из стекла — простого или органического, иногда из специальной ткани. Он представляет собой ящик, под нижней, верхней, боковыми и задней плоскостью которого смонтированы лампы (либо направлены студийные софиты), а передняя плоскость открыта. Ящик из стекла либо драпируется белой тканью, либо покрывается слоем полупрозрачной белой краски. Хороший лайт-куб позволяет получить снимки предмета, как бы висящего в воздухе.
Спасение за ширмой
Иногда требуется снимать предметы с зеркальной поверхностью, например медали с выставок и т. п. Как их не крути, в зеркале предмета отражается фотограф либо фотоаппарат, и найти подходящий угол съёмки — большая удача. В этом случае может помочь чёрная небликующая ширма с небольшим отверстием для объектива фотокамеры.