В жизни фотографа, занимающегося фотографией давно, может настать такой момент, когда захочется перевести в цифру старые запасы негативных плёнок, слайдов и фотографий. Если у него при этом найдётся обычный сканер для фотоснимков и слайд-сканер для плёнок и слайдов — то всё в порядке. В полученных файлах потребуется исправить лишь повреждение эмульсии и дефекты изображения, а также баланс. Но если аппаратуры нет, и архивы оцифровываются с помощью верной цифровой камеры, то в начале придётся компенсировать неизбежные, скорее всего, геометрические искажения. Вначале мы обработаем плёнку или слайд.
Чёрно-белый мир
Итак, открывает отснятый кадр в GIMPe. Как известно, соотношение сторон у обычного плёночного кадра 24х36 мм (для простоты годится и "2:3").
Выбираем инструмент «Прямоугольное выделение», в его опциях отмечаем фиксированное соотношение сторон, выставляем правильную пропорцию и рисуем выделение так, чтобы его границы были как можно ближе к границам плёночного кадра. Затем, по выделению выставляем направляющие. Теперь выделение нужно убрать — правильные пропорции кадра у нас выставлены. Затем, с помощью инструментов трансформации, то есть, "Вращения", "Искривления" и Перспективы", подтягиваем границы плёночного кадра как можно ближе к нашим направляющим. Скорее всего, кое-где неизбежно останутся искажения, типа «бочки» и т.п. Ну что ж, этими участками снимка придётся пожертвовать. Обратите внимание на цифры на плёнке, нанесённые рядом с перфорацией — возможно, что Ваш кадр следует зеркально отразить для правильного изображения. Обрезаем кадр и, если требуется, делаем горизонтальное отражение. После этого снимок инвертируем («Цвет»->«Инвертировать»), получив из негатива позитив, и делаем автоматическую коррекцию цвета. Далее переводим снимок в режим градации серого. Возможно, что потребуется ручная доводка света при помощи «кривых» (в этом случае автоматический баланс белого можно пропустить - если Вы хорошо умеете управляться с кривыми). Сохраняем кадр в итоговый файл.
Цвет в рамке или обработка слайда
При обработки слайда мы проходим практически все те же стадии, кроме инвертирования цвета и перевода в режим градации серого, хотя здесь может потребоваться более тщательная доводка цвета, возможно, каждого цветового канала отдельно. У слайдов сложнее углядеть цифры, а потому определение лицевой стороны может пойти эмпирическим путём. Иногда попадаются слайды с бракованными цветовыми участками, требующие тщательной ручной обработки.
Если нам требуется привести в порядок переснятые цифровым фотоаппаратом фотографии (которые порой нельзя отрывать от стендов или фотоальбомов или вытаскивать из стеклянных фоторамок на стене) — мы это делаем точно таким же способом: устраняем геометрические искажения, выправляем баланс и исправляем дефекты.
Успешного Вам пополнения цифрового фотоархива!