Начнём сегодняшнюю грустную повесть — которая не вполне грустная, в силу некоторых обстоятельств, о которых ты, дорогой читатель узнаешь несколько позже — восклицанием «О, великое искусство!».
Искусство велико уже потому, что художник, набравшись мастерства, овладев инструментами и набив руку, неким образом приближается к творцу. Да что там приближается! Художник начинает творить новое, пусть даже и живописуя то, что уже есть вокруг него. И чем больше человек продвигается по пути мастерства, чем более чувствует собственную силу, тем чаще возникают у него соблазны отринуть всяческие ограничения, зажимающие в прокрустово ложе «чистое и высокое искусство». Да, дорогой читатель, наверное ты и сам проходил через эту стадию — когда кажется, что всё дозволено и только твори себе да твори. Однако, Великие чаще всего действовали очень легко и непринуждённо в самых жёстких рамках творческого задания (а порой и ограниченным выбором инструментов выразительных средств). Достаточно вспомнить Микеланджело, заказчики которого оплачивая ещё ненаписанную картину, передавали живописцу не только задаток, но и подробно расписанное техническое задание по сюжету произведения. По пейзажам или интерьеру, действующим лицам, а порой и более мелким деталям... И ничего! Созданные шедевры до сих пор украшают человеческую цивилизацию.
Но это рамки в высоком, философском смысле. Мы же сегодня поговорим о рамках простых, изобразительных, которые можно использовать в нашей обычной фото-практике, не прибегая к услугам столярных мастерских, довольствуясь лишь цветом, тенью и правильно подобранным ракурсом.
Простой сарай
Рассмотрим эту фотографию в качестве первой рамки — почти что буквальной — ей послужила открытая настежь дверь из затемнённого деревенского сарая на ярко-освещённую улицу. В сцене можно выделить несколько аспектов.
Во-первых, то, что находится внутри помещения, из-за недостаточного освещения, почти что потеряло цвета, только некоторые яркие предметы, подсвеченные с улицы, могут похвастать какой-либо окраской. В то же время пейзаж снаружи не только ярко освещён, но ещё и цветной, что особенно подчёркивает ярко-изумрудная трава. Так что здесь мы имеем два противопоставления: тёмное — светлое и полутоново-серое — цветное. Композиционно рама дверного проёма смещена несколько влево и это придаёт кадру определённую динамику. Линии в кадре: доска, проложенная к порогу, а также бревно справа внизу даёт направление в центр уличного пейзажа, в котором в свою очередь линии лестниц и берёзы направляют взгляд в верхнюю точку золотого сечения. Только это золотое сечение необычное, когда длинная сторона снаружи, а наоборот. В целом, кадр гармоничен - он так и приглашает выйти на улицу.
Фото пихт из горной тайги
Теперь предлагаем Вам взглянуть на второй снимок, на котором видим обычную горную тайгу в яркий солнечный день.
Недавно прошёл дождь и потому воздух заполнен испарениями, туманной дымкой. С одной стороны, дымка сия придаёт кадру воздушность и свечение, пейзаж кажется заполненным светом на всю свою глубину, а с другой, она же размывает перспективу, смягчая очертания леса на заднем плане. Этот снимок «просто так» был не особо интересен. Улучшить кадр нам помогли две высокие пихты — они удачно встали по краям сцены, образовав при этом две боковые грани рамки. Нижняя получилась из ветвей кустов переднего плана. Верхняя грань рамки, как мы видим отсутствует, что придаёт фотографии в целом лёгкость и направленность вверх.
Рамки могут быть не только в деревне и в лесу, но и, разумеется, в городском пейзаже, причём очень часто это бывают не специальные архитектурные сооружения, а просто линии зданий, потоков транспорта или рекламных огней.