Схемы освещения.
Как хорошо на пленэре!.. Выйдешь себе на бережок, поставишь верный моль... то есть штатив с фотоаппаратом и знай себе нажимай на кнопочку спуска да наслаждайся натурными видами.
Никаких тебе забот о всяких схемах освещения, ибо солнышко освещает всё и мягкий рассеянный свет, проникая сквозь лёгкие облака и толщу атмосферы, обволакивает пейзажи мягким покрывалом, обнажая всю красоту русских равнин...
К сожалению, подобная идиллия бывает редко, и фотографу порой даже при пейзажной съёмке, а при портретной или предметной, как правило — необходимо продумывать схему освещения. Под этим термином понимается не только расположение источников света, но и характер светильников по углу испускаемого ими света. Например, солнце, несмотря на то, что наблюдается нами как достаточно небольшой источник света (имеется ввиду видимый диск солнца), за счёт того, что поток солнечного света рассеивается в атмосфере — является ОЧЕНЬ широкоугольным источником освещения.
Примером узкоугольного, точечного, источника освещения может служить лазерная указка.
Точечные источники освещения дают на объекте съёмки небольшую световую зону интенсивного свечения с чаще всего резковыраженными краями, а также глубокие чёткие тени со сторон, противоположных точечному источнику освещения. В портретной съёмке такой тип света придаёт фотографии оттенок трагизма, драмы, хорошо подчёркивает детали. В своё время мы экспериментировали: в темноте освещали лицо узкоугольным (с 1-2 лампочками и узкой линзой) фонариком поочередно сверху, снизу, справа, слева, держа фонарик достаточно близко к голове модели — снимки получались довольно интересные.
Широкоугольные источники, например, длинная трубчатая лампа дневного света, дают освещение мягкое, рассеянное, с сильно размытыми переходами в тень. Такое освещение придаёт кадру романтизм, скрадывает мелкие дефекты.
Порой (при студийной съёмке) точечные и рассеянные источники света комбинируют, добиваясь интересных художественных эффектов. Например, фон подсвечивают рассеянным светом, убирая тени позади головы, а лицо модели подсвечивают одним или несколькими точечными источниками.