Диафрагма
Диафрагма — понятие насколько важное, настолько же и хитрое. Технически диафрагма выглядит как круглое отверстие, формируемое системой лепестков, которые, раскрываясь и закрываясь на определённую величину, образуют тот или иной его диаметр.
С одной стороны, чем больше диаметр, а соответственно и площадь отверстия, тем больше света попадает на матрицу, впрочем, это понятно. Так как диафрагма обозначается в долях, то если её значение равно, например 2,8 — то отверстие достаточно большое, а если — 11 — то такое отверстие намного меньше.
Глубина резкости
С другой стороны:
1) диафрагма влияет на так называемую глубину резкости. За этим термином скрывается обозначение зоны расстояния от фотокамеры, в которой все предметы, попавшие в кадр будут более или менее резкими, а предметы за пределами этой зоны соответственно окажутся нерезкими. Чем меньше значение диафрагмы (и больше площадь отверстия), тем меньше данная зона или глубина резкости. Обратно: чем выше значение диафрагмы, тем глубина резкости больше. Приблизительно это выглядит так: мы снимаем предмет, находящийся от нас на расстоянии двух метров — при диафрагме 2,8 резкими получатся изображения предметов, находящихся на расстоянии от 180 см до 220 см от фотокамеры, при диафрагме 11 — на расстоянии от одного до 4 метров, хотя, разумеется, основной фокус будет на том расстоянии, которое мы выставляем на фотоаппарате. Чёткость изображения предметов в зоне глубины резкости будет просто приемлемой. Цифры, разумеется, приведены примерные, для уяснения самого принципа.
2) для одного и того же значения диафрагмы глубина резкости — величина неизменная в процентном отношении, но меняется в абсолютных величинах (см) в зависимости от расстояния от объекта, на котором мы фокусируемся. То есть, на расстоянии 50 см зона резкого изображения составит, например 15 см, а на расстоянии 10 м может достигать 3-4 метров.
В чём же заключается хитрость понятия диафрагмы? В том, что она влияет как на количество света, так и на глубину резкости. И вполне может сложиться такая ситуация, когда из-за недостатка освещения мы будем вынуждены открыть диафрагму по максимуму (т. е. маленькое значение диафрагмы), и, в то же время, объект съёмки, если он достаточно велик, может выпасть из зоны глубины резкости в силу её малости. Или наоборот — при очень ярком освещении мы выставляем малую диафрагму (т.е. большое значение), уменьшая количество света, и, в то же время, увеличиваем глубину резкости, тем самым лишая себя получения удовольствия от размытого фона позади объекта съёмки. Как хорошо, что последнее мы легко можем исправить в графическим редакторе!