Что такое экспозиция?
Что есть приятного в современных цифровых фотокамерах — так это режим автоматической съёмки, самостоятельно подбирающий экспозицию.
Это словосочетание обозначает, конечно же, не то что, фотоаппарат сам за фотографа будет строить сцену и, выгадывая подходящий угол и момент съёмки, нажимать кнопку спуска затвора — а то, что хитроумная электроника, руководствуясь данными датчиков, постарается сама установить наиболее подходящую экспозицию. Хорошо это с той стороны, что начинающий неопытный фотограф может, не забивая себе голову различными премудростями, всю жизнь проснимать и получать на выходе вполне приличные снимки. Плохо тем же самым — всю жизнь можно оставаться неопытным любителем. Для профессионала же режим автосъёмки даёт возможность не напрягаться особо там, где этого не требуется.
Из чего формируется экспозиция?
Понятие экспозиция базируется на трёх китах:
1 — светочувствительность приёмника (плёнка, матрица и т.п.), формирующего изображение;
2 — выдержка, то есть временной промежуток, на который открывается объектив для запечатления сцены;
3 — значение диафрагмы — это площадь открытия отверстия объектива для формирования кадра. Чем больше значение диафрагмы, тем меньше площадь.
То есть, проще говоря, экспозиция — это количество света, падающего на приёмник.
Наглядный пример
Экспозицию можно описать с помощью следующей аналогии: пусть фотокамера — это комната с занавешенным окном и человеком внутри неё. Тогда: человек — это приёмник (плёнка, матрица), окно — объектив, а штора — затвор объектива. Острота зрения человека — это чувствительность плёнки, насколько широко будет откинута штора у окна — это значение диафрагмы, а время, на которое штора будет отдёрнута — значение выдержки.
Фоточувствительность является более постоянным параметром и во время съёмки изменяется реже, чем выдержка и диафрагма. Связано это с тем, что чувствительность напрямую влияет на качество детализации изображения и если недостаток освещённости ещё можно попытаться подправить в процессе обработки фото, то слишком грубое (зернистое) изображение обычно безвозвратно испорчено.